Версия для слабовидящих

МАДОУ «Детский сад «Белочка

Белгородская область, Шебекинский район, с. Новая Таволжанка, ул Кирова,

Телефон

8(47248)73-2-53

Эл. почта o17091982@yandex.ru

«Лучшая проектная идея – 2017»
Независимая оценка качества образования

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Белочка" села Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской области"

Адрес: Белгородская область, Шебекинский район, с. Новая Таволжанка, ул Кирова,
Телефон: 8(47248)73-2-53
Эл. почта: o17091982@yandex.ru

Проект «Чистюли» по формированию культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе. Фотоотчет.


С раннего детства нужно прививать ребёнку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребёнка постоянно приучают к определённым действиям, связанным с заботой о его чистоте, здоровье, у него легко выработать привычку следить за чистотой своего лица, рук, тела, одежды, предметов домашнего обихода, игрушек. Приобретённые в детстве гигиенические навыки становятся второй натурой человека, потребностью к чистоте.

 

Мы работаем с маленькими детьми, впервые пришедшими в детский сад. Поэтому первоочередной задачей (после адаптации) является - воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

 

При поступлении детей в детский сад исследовали следующие навыки:
- навыки культуры еды и поведения за столом.
- навыки самообслуживания (одевание и раздевание).
- навыки мытья рук, умывание.
- навык пользования носовым платком.


На формирующем этапе условия привития культурно-гигиенических навыков были постоянными, а методические приемы, которые мы используем, периодически изменяем. « Будем умываться» - показывали на собственном примере: как заворачивать рукава, как намыливать руки, как вымыть их, а затем учили пользоваться салфеткой, вытирать руки и лицо насухо, пользоваться индивидуальной салфеткой. И так изо дня в день. Все действия постоянно проводятся под контролем взрослых. В этой каждодневной деятельности совершенствуются культурно-гигиенические навыки у детей, формируются привычки: мытьё рук перед едой, после пользования горшком, и после занятий с использованием красок и пластилина.
Учимся последовательно одеваться, следить за своим внешним видом, предлагаем каждому поправить неполадки в одежде, причёске. 
С течением времени, наблюдая за каждым ребёнком, каждодневно при гигиенических процедурах замечаем, кто из детей, в какой степени уже овладел тем или иным навыком, и постепенно предоставляем таким детям всё больше самостоятельности. Переходим от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у ребёнка осознанное отношение к правилам, убеждению, разъяснению смысла правил. Стараемся  чаще хвалить детей за правильное выполнение приёмов по самообслуживанию, воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, так как в умывальной комнате дети всегда находятся в окружении сверстников. Учим их проявлять внимание к тем, кто рядом и к более младшим детям, быть вежливыми, пропускать вперед тех, кто помладше, помогать поднять упавшую салфетку и дать её товарищу.
Воспитывая нормы поведения за столом, стараемся  использовать индивидуальный подход к каждому малышу. Учим, как правильно держать ложку, как откусывать хлеб от целого кусочка и не крошить. Кушать аккуратно, не торопясь, и не разговаривать за столом во время еды. Благодарить после еды, говорить «спасибо».

Учим детей пользоваться салфетками.
Учим детей брать стульчик с определённой маркировкой и садиться на своё место. 
Оценивая поступки детей, стараемся давать положительные оценки их действиям: одобрять, поощрять, хвалить, чем поддерживали в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать лучше.

При одевании детей на улицу используем наглядные картинки, которые вывешены в раздевальной комнате. Широко использем в своей работе художественное слово, народный фольклор (потешки, прибаутки, песенки), сказки, стихи.
При формировании культурно-гигиенических навыков применяем показ, пример, объяснение. В процессе работы применяем наглядные приемы обучения навыкам – показ, пример, которые занимают особенно большое место в работе с маленькими детьми. Показы сопровождаем пояснениями. Показ любого действия давался детям таким образом, чтобы были выделены отдельные операции – вначале наиболее существенные, затем дополнительные.

 Стараемся делать так, чтобы выполнение требований взрослого стало нормой поведения, потребностью ребенка.
Одним из ведущих приемов, которые используем, явился прием повторения действий, упражнений. Например, просим перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья смотрим, насколько чисто и сухо вытерты руки. Показ действия малышам обязательно сопровождаем проговариванием («Теперь возьмем салфетку и вытрем каждый пальчик»). Это помогает детям видеть наиболее существенные моменты, осмыслить действие в целом. 
Объяснение нового действия сначала давалось очень подробно, потом постепенно сужалось и сводилось к напоминанию правила, которое было обращено ко всем или отдельным детям. Особенно удачной являлась косвенная форма, когда заранее выражаем уверенность в том, что дети правильно выполнят наши указания. Например, «Сейчас я посмотрю, как дети поставят на место свои стулья. Наверное, все это сделают бесшумно».
Таким образом, не только детям указываем на их действия, но и напоминаем, как нужно правильно выполнить это указание.
Когда малыш отказывается есть, идти в туалет, ложиться спать, стараемся  мягко уговорить его, перевести нежелательные действия в игровую форму, а в случае неудачи, даем возможность малышу побыть одному.
Хорошей формой упражнения детей в освоении культурно-гигиенических навыков являются дидактические игры.
Существенной частью педагогического процесса по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста являются игры-занятия с куклой. Нами  спланированы следующие игры: «Мама купает куклу Катю», «Накормим куклу Катю». 
Знание особенностей состояния нервной системы каждого ребенка позволяет использовать наиболее адекватные педагогические приемы индивидуальной работы, как на занятиях, так и в свободное время, в процессе игры.
Широко используем в своей работе художественное слово, народный фольклор (потешки, прибаутки, песенки), сказки, стихи, для создания положительных эмоций у детей в процессе выполнения действий культурно-гигиенических навыков. 
Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется в тесном контакте с семьей, т.к. культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, должно не прерываться и в домашних условиях.

Если в детском саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия.


В результате проведенной работы наши дети стали более самостоятельными в отношении самообслуживания и самоконтроля за своим внешним видом, аккуратнее стали вести себя за столом, соблюдают правила личной гигиены.