Концепция технологии «телеобразования семьи»
МАДОУ «Детский сад «Белочка» села Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской области»
по направлению «Привлечение педагогического ресурса и повышения родительской компетентности»
- Нормативные правовые акты
Концепция разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:
-
-
-
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Санитарными правилами СП 4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СП 4. 3648-20), утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28.
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2020г. №442 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".
- Цели, задачи и сфера применения.
Целью внедрения в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения технологии «телеобразования семьи» является индивидуальная психолого-педагогическая поддержка ребенка, родителей, педагогов посредством онлайн - взаимодействия.
Сфера применения технологии «телеобразования семьи» - это дошкольные образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования.
Задачи:
- разработка механизма включения детей, временно не посещающих детский сад в образовательный процесс и жизнедеятельность детского сада (группы) посредством онлайн – взаимодействия;
- организация работы с родителями (законными представителями) ребенка (онлайн - консультирование, анкетирование, онлайн - трансляции с места работы, совершение онлайн - путешествий);
- организация взаимодействия с социальными партнерами;
- организация обмена опытом педагогов.
Критерии достижения цели:
- повысился уровень заинтересованности и степень участия родителей в деятельности детского сада;
- повысился уровень педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания и развития детей;
- возросла активность совместного участия детей и родителей в мероприятиях, организованных ДОО;
- возросла степень удовлетворенности родителей работой детского сада.
Потребители: родители (законные представители) ребенка, ребенок, педагоги.
Описание технологии:
- Организационно-ресурсное обеспечение внедрения технологии «телеобразования семьи».
- осуществление анализа ресурсного обеспечения ДОО;
- наличие электронных ресурсов для внедрения технологии (различных online систем и сервисов глобальной сети «Интернет» (сайта образовательной организации, почтовых серверов, мессенджеров, групп в социальных сетях, облачных хранилищ, онлайн сервисов и т.д.).).
- Направления внедрения технологии «телеобразования семьи».
Технология «телеобразования семьи» реализуется по трем направлениям:
- Включение детей, временно не посещающих детский сад в образовательный процесс и жизнедеятельность детского сада (группы) посредством онлайн – взаимодействия.
Виртуальное участие ребенка в жизни детского сада (группы) - общение на расстоянии посредством информационно-коммуникационных технологий. Ребенок получает возможность виртуально общаться с педагогом и сверстниками, участвовать в разных видах детской активности по основным направлениям деятельности (художественно-эстетическая, проектная, музыкальная, спортивная и др.).
Организация «виртуального участия ребенка в жизни детского сада (группы)» может, осуществляется в течение всего времени пребывания в детском саду (кроме времени отведенного на дневной сон) по согласованию с родителями и при их непосредственном участии;
Время «виртуального участия ребенка в жизни детского сада (группы)» зависит от цели и содержания деятельности, и составляет не более 5-7 минут для детей старше 5 лет (Санитарные правила СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» п.2.10.2.).
Механизм сопровождения реализации технологии «телеобразования семьи».
Педагог в ходе общения с родителем (законным представителем) ребенка:
согласовывает время;
вид детской деятельности, в котором ребенок хочет принять «виртуальное» участие;
средства связи.
Обговаривает с воспитанниками группы правила онлайн - общения.
- Онлайн - взаимодействие с семьями воспитанников.
Цель взаимодействия в рамках технологии «телеобразования семьи» - установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.
Формы взаимодействия
онлайн – консультирование
онлайн - трансляции с места работы
совершение онлайн – путешествий
Челлендж
Онлайн - экскурсии.
Ранняя профориентация детей. Онлайн - экскурсии предусматривают предварительную работу, как с воспитанниками, так и с родителем. С детьми воспитатели проводят беседы о тех профессиях, о которых потом им более подробно рассказывает и родитель. Также дошкольники могут заранее подготовить вопросы о профессии: что они хотели бы узнать или увидеть. Воспитатель передает эти вопросы родителям, которые стараются ответить на них в прямом общении.
Задача родителя не просто рассказать на камеру, кем он работает и чем занимается, но и показать рабочее место, оборудование, инструменты, которые используют люди данной профессии. Детям нравится, когда родители рассказывают истории из опыта своей работы, обращаются к ним, могут сразу же ответить на их вопросы. Онлайн-экскурсии получаются живыми и создают атмосферу реального общения.
Дополнительно записываются видеоролики. Перед тем как родители запишут видеоролик, педагоги проводят с ними консультации и рассказывают, каким должно быть видео. Ведь продолжительность видеоролика составляет от 3 до 5 минут, и родители должны успеть рассказать и показать детям все, чтобы они получили представления о конкретной профессии. Воспитатели после проверки на соответствие требованиям, размещают видео на YouTube-канале детского сада и включают в ходе образовательной деятельности в группе. Воспитанники так же могут смотреть их с родителями дома.
Онлайн - путешествия
Дает возможность детям побывать в любом уголке мира, посетить музей, выставку и т.д. Конечно же, виртуальные путешествия никогда не заменят настоящие, но они дают возможность увидеть мир детям, не имеющим возможности совершить данное путешествие.
Онлайн – Челлендж
В детском саду запущены челленджы #помогаемдома, #зарядка2021, которые по-нашему мнению также решают задачу «телеобразования семьи», так как побуждают родителей и детей включиться в процесс и провести дома определенный вид деятельности с детьми (зарядку, труд, игру и т.д.). Продолжительность составляет до 5 минут.
- Взаимодействие с социальными партнерами.
Онлайн – консультирование родителей (законных представителей) ребенка
Данная форма работы проводится по запросам родителей и согласованию со специалистами организаций, с которыми заключены договора о сотрудничестве.
- Методическое сопровождение педагогов.
Цель: повышение квалификации педагогов по использованию технологии «телеобразования семьи».
Включает в себя проведение в режиме онлайн семинаров, мастер-классов, деловых игр и др. форм работы, а также прямые трансляции с мест проведения методических мероприятий.
Обмен опытом в рамках сообщества, общения в социальных сетях.
Дополнительным средством является
Сайт ДОО. Создание разделов «Виртуальный детский сад», «Лаборатория детской игры» функция которых заключается в педагогическом просвещении родителей. Предусмотрено размещение полезных материалов, ссылок, видео-материалов (лекций, мастер-классов, консультаций и т.д.), виртуальных экскурсий.
Социальные сети. В социальных сетях «Одноклассники» создана страница ДОО, на которой размещён материал для детей и родителей, онлайн-выставки, онлайн-акции, видео-ролики, челлендж.
Основные характеристики: доступность, современность, интерактивность
Продукт: видео-ролики «виртуальных путешествий», «виртуального гостевания», мастер-классов для родителей и педагогов.
Концепция (от латинского conception « система понимания») комплекс взглядов на что-либо, связанных между собой и образующих взаимосвязанную систему.
Виртуальный – возможный в идее; виртуальная сила, скрытая, потенциальная сила.
Челлендж - «вызов» в контексте словосочетания «бросить вызов» – жанр интернет-роликов, в которых блогер выполняет задание на видеокамеру и размещает его в сети, а затем предлагает повторить это задание своему знакомому или неограниченному кругу пользователей.