Навигатор дополнительного образования Белгородской области
«Народная экспертиза»
Интерактивная карта Консультационных центров Шебекинского ГО

МАДОУ «Детский сад «Белочка

Белгородская область, Шебекинский район, с. Новая Таволжанка, ул Кирова,

Телефон

8(47248)73-2-53

Эл. почта o17091982@yandex.ru

Другое дело
Формирование комфортной городской среды
ФЛАГМАНЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Белочка" села Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской области"

Адрес: Белгородская область, Шебекинский район, с. Новая Таволжанка, ул Кирова,
Телефон: 8(47248)73-2-53
Эл. почта: o17091982@yandex.ru

Консультационный материал «Детское понимание войны»

 

Нельзя быть готовым к военным конфликтам в твоей стране или в соседних государствах, но взрослые, в силу сформированной психики, в состоянии преодолеть страх и принимать решения, здраво мыслить, а вот детская психика более уязвима. Усугубляет положение доступность интернета и противоречивость информации в нем и пресловутая информационная война против нашего государства. Как оградить детей? До более сознательного возраста, 7-8 или 9 лет, достаточно дозированной информации, обеспечивающей ребенку безопасность и покой. В более старшем возрасте важно осветить проблему, не посеив панику и тревожность больше необходимой. На примере коротких историй, рассказанных мне мамами из приграничной с военной области попытаемся понять, как вести подобные разговоры с подростками.

История 1 «Его расстроило, что он не сможет поехать к бабушке в Киев»

Мария (имя изменено по просьбе собеседницы) родилась и жила в Киеве, но восемь лет назад вышла замуж за мужчину из Белгорода, переехала и родила здесь сына. Сейчас мальчику восемь лет. Дома тему спецоперации семья не поднимает, чтобы не испугать ребёнка. Про происходящее он узнал в школе от одноклассников. Он спросил, почему так происходит. Я сказала, что двое взрослых мужчин, которые управляют странами, поссорились и не могут договориться. Это удовлетворило любопытство ребёнка. Единственное, что его расстроило, – что из-за сложившейся ситуации он не сможет поехать летом к бабушке в Киев.

Мария, мама восьмилетнего мальчика из Белгорода

История 2 «Я ему объяснила, что Украина не плохая, что там родилась я, учились его бабушка с дедушкой. Но там есть плохие люди»

 

Сыну Елены семь лет. О происходящем белгородка рассказала ребёнку сразу, 24 февраля. Семья живёт в областном центре, где с первого дня спецоперации были видны следы от самолётов в небе, слышны «хлопки» и громкие звуки пролетающих вертолётов.

«Я ему объяснила, что наша страна самая крутая и мощная, но нам завидует другая страна – Америка. Она подстроила так, чтобы мы поругались с нашими соседями. Про Америку рассказала ещё, когда объясняла, почему Lego больше не будет», – делится с Елена.

            На детских площадках многие подростки агрессивно говорят на эту тему. Слыша их разговоры, семилетний мальчик пришёл домой со словами «Украина плохая». Мама пояснила, что не всё так однозначно.

        Я ему объяснила, что Украина не плохая, что там родилась я, учились его бабушка с дедушкой. Но там есть плохие люди, а наши солдаты с ними борются, чтоб люди жили мирно.

Елена, мама из Белгорода

 

       История 3  Чтобы рассказать о звуках взрывов, женщина нашла в интернете видео. Например, в выпусках познавательной телепередачи «Галилео» рассказывают и показывают, как самолёт преодолевает сверхзвуковой барьер. «Звук от самолёта и взрыва особо не различить ребёнку, поэтому ему этого было достаточно», – уточнила белгородка. Мальчик сначала немного испугался, но до паники не дошло – малыш увидел, что взрослые в его семье не паникуют.

       Новости при нём мы не смотрим и особо не обсуждаем. Хотя если послушать детей на площадках, то это ужас! Что родители говорят, то дети и передают. Столько ненависти и негатива… Я категорически против разжигания в детях ненависти к Украине!

Марина, мама из Белгорода

 

История 4 «Зачем обманывать детей? Нашим прадедам во время войны сказки не рассказывали»

 

Татьяна – многодетная мама из Прохоровского района Белгородской области (около 85 км от границы). У женщины пятеро разновозрастных детей – четыре сына и дочь. Один из них, пятилетний мальчик, сильно испугался звуков взрывов. Родители решили в первый же день рассказать о происходящем.

      «Он прибежал в слезах со словами: «Нас что, убьют?». Мы объяснили, что это военные нас защищают. Сейчас, слыша ракеты, он не боится. Говорит, что наши полетели», – рассказывает женщина. Двое её старших сыновей после событий 24 февраля решили стать военными. У детей, как кажется Татьяне, ещё больше патриотизма, чем у взрослых.

       Они должны всё понимать. И неважно, сколько им лет. Нашим прадедам во время Великой Отечественной войны сказки не рассказывали и у нас тогда был тыл даже из детей, которые работали. Это вклад в общую победу! Так и сейчас мы рассказываем детям о Донбассе, о важности истребления фашизма и вере в Родину.

 

Татьяна, мама пятерых детей

 

История 5 «Если учитель сказал, что эвакуация, то вы садитесь в автобус и едете. Я потом вас найду»

 

Катерине из Белгорода 38 лет. 24 февраля она узнала о начале спецоперации от отца, а дети проснулись от «хлопков».

Что им сказать, я не знала. Говорила максимально спокойно: «Всем страшно. Но мы все вместе, мы справимся. У нас есть защитники – наши мужчины. От этих слов сын 7 лет даже взрослее стал: сказал, что будет защищать «своих девочек».

 

Катерина, мама двоих детей

 

Дочь София – более эмоциональный ребёнок, к тому же ещё и астматик. Её пришлось обнимать и в прямом смысле укачивать. Но, чтобы не пугать детей, семья белгородки старалась жить обычной жизнью – взрослые пошли на работу, взяв младшего сына с собой, а дочь отправили в школу. Ещё после челябинского метеорита женщина играла со своими детьми в игру: видишь вспышку – прячься и закрывай лицо. Когда летали вертолеты, мама просила детей не выглядывать в окно.

        Очень много обговаривали с ними, что воспитателя и учителя нужно слушать. Если учитель сказал, что эвакуация, то вы садитесь в автобус и едете. Я потом вас найду. Под присмотром взрослых будет безопаснее.

 

        Как и семьи других наших собеседниц, Катерина с мужем не обсуждает при детях политические темы. Уточнила лишь, что есть родственники на Украине, с которыми испортились отношения. Это женщина объяснила детям так: «Нет плохих украинцев. Нет плохой национальности. Наши родственники не перестали быть нашими родными. Если братик или сестра ошибается, каждый из нас может злиться, но в беде не бросаем»

.

Психолог о спецоперации и детях: когда рассказывать, какими словами и чем грозит ребёнку молчание (вопрос-ответ)

 

-Стоит ли рассказывать ребёнку о спецоперации?

 

-Безусловно! Это нужно сделать, адаптировав информацию о происходящем для восприятия ребёнка.

 

-С какого возраста уместно завести разговор об этом с ребёнком, чтобы не травмировать его психику?

 

-Думаю, такой разговор будет уместен с ребёнком уже 4-5 лет и старше. Тем более, что эта тема очень многими детьми активно обсуждается в детских садах. Наивно полагать, что можно ребёнка уберечь в некоем информационном пузыре, когда взрослые сами находятся в ситуации большого напряжения.

 

-Как правильно рассказать малышу о спецоперации?

-С детьми помладше вполне будут уместны аналогии с какими-то историями из мультфильмов и сказок, где произошла какая-то ссора между героями, и эта ссора сопровождалась какими-то нападками, порчей игрушек, например.

Можно сказать, что иногда ссорятся между собой не только дети, взрослые, но и целые страны. Уточните, что есть специальные люди – политики, которые могут договориться о мире. Но бывает и так, что договориться у них не получается мирным путём.

 

-Как рассказать о конфликтах между государствами подростку?

-Важно сказать примерно то же: что такое случается, к сожалению, что это зависит от тех, кто стоит у власти каждой страны. С ребёнком постарше важно поговорить и о том, что он думает, что чувствует. Поделиться тем, что и вам тоже сейчас страшно, может быть. Объясните, что это нормальные чувства. И обязательно скажите ребёнку (и постарше, и помладше), что в случае опасности родитель знает, как себя вести, что делать.

 

 

-Что будет, если не поговорить с ребёнком о спецоперации? К примеру, ребята во дворе могут рассказать, ребёнок испугается, замкнётся.

-Да, риск такого развития событий очень велик. Как я уже сказала, многие дети активно эту тему обсуждают, даже играют в войну между Россией и Украиной. Риск, на мой взгляд, связан с тем, что ребёнок окажется лишён вашей поддержки из-за недостаточной искренности, открытости в общении между вами.

 

-Что делать, если ребёнок уже узнал о происходящем не от родных, а от сверстников, после чего его поведение изменилось? Как исправить ситуацию?

-В первую очередь искренне поговорить с ним о вашем беспокойстве, о том, что вы видите, как он изменился. Сказать, что любите и волнуетесь, что вы всегда рядом и готовы его поддержать. Если ребёнок практически не идёт на контакт с вами, вы чувствуете тревогу за его состояние, оптимальным будет решение обратиться за квалифицированной помощью к детскому психологу.

 

Ребёнок будет бояться в любом случае. Это совершенно нормальная реакция в нынешней ситуации»

 

Что говорить о детях, если многие взрослые сейчас испытывают страх. Для ребёнка важнейшим является уравновешенное состояние его родителей. Чтобы он чувствовал, что, несмотря ни на что, есть те, кто о нём позаботится, что рядом с ним – сильный, заботливый взрослый.

 

Именно в таком состоянии важно родителю говорить ребёнку об осторожности и порядке действий в случае опасности. Я думаю, что с 4-5 лет об этом можно с ребёнком говорить. Опять же – без запугивания и сгущения красок вроде «мы все погибнем».

 

И в конце хочу пожелать сил нам всем – выдержать и пережить это непростое время.