Навигатор дополнительного образования Белгородской области
«Народная экспертиза»
Интерактивная карта Консультационных центров Шебекинского ГО

МАДОУ «Детский сад «Белочка

Белгородская область, Шебекинский район, с. Новая Таволжанка, ул Кирова,

Телефон

8(47248)73-2-53

Эл. почта o17091982@yandex.ru

Другое дело
Формирование комфортной городской среды
ФЛАГМАНЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Белочка" села Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской области"

Адрес: Белгородская область, Шебекинский район, с. Новая Таволжанка, ул Кирова,
Телефон: 8(47248)73-2-53
Эл. почта: o17091982@yandex.ru

       «Ты все сделал правильно, ты большой молодец!» — каждому ребенку хочется слышать только такие слова. Но в реальной жизни подросток почти каждый день сталкивается с критикой. Он слышит замечания в свой адрес на учебе, дома, в общественном транспорте. Поскольку этих моментов не избежать, нужно научить подростка правильно реагировать. Как это сделать?

         Критика — это обсуждение, разбор чего-нибудь, чтобы оценить и выявить недостатки; анализ или оценка явлений, происходящих в жизни. Она бывает конструктивной — например, «в твоем сочинении есть орфографические ошибки», и деструктивной — «у тебя ошибки в каждом слове.

Без обид: работаем над реакцией и восприятием

         Чтобы ребенок правильно реагировал на критические замечания, ему необходимо понять, справедлива ли критика в его адрес. Нужно вникнуть в суть замечания, ее не всегда можно распознать сразу, особенно если критикующий очень эмоционален.

         Когда ребенок не понимает природу проблемы, ему стоит задавать наводящие, уточняющие вопросы. «Например, где именно, по мнению собеседника, была допущена ошибка. Обобщения типа „ты плохой ученик“, „ты вообще ничего не понимаешь“ — недопустимый переход на личности. Подобные замечания всегда несправедливы.

Что делать подростку, если он столкнулся с несправедливой критикой:

1. Эмоциональный окрас диалога перевести на факты (спокойным тоном).

2. Уточнить, что именно не устраивает собеседника.

3. Задавать альтернативные вопросы, основанные на фактах.

4. Обратить внимание собеседника на наличие слабых мест в его критических суждениях, на то, что они нелогичны, необоснованны.

Если ребенок считает критику несправедливой, необходимо спокойно ее «вернуть». Например, сказать: «Я не считаю ваше замечание справедливым».

Когда критика полезна

Чтобы научиться выносить пользу из справедливых критических замечаний, ребенку необходимо пользоваться следующими советами:

  • Согласие с критической оценкой. Скажите ребенку, что стоит быть спокойным и доброжелательным, нужно избегать излишних извинений и стараться не быть высокомерным.
  • Объяснить, что если он чувствует излишнее эмоциональное напряжение, нужно постараться не поддаваться ему, а также снизить градус реакции на негативно окрашенные эмоции собеседника. Про себя досчитать до десяти и задать вопрос: «Всем вокруг известно, что мои успехи не дают тебе покоя!» или «Тебя действительно так волнует это событие / вопрос или ты просто решил выделиться?».
  • Подростку рекомендуется аккуратно перевести разговор в конструктивное, правильное русло. Главное — не стесняться задавать вопросы и предлагать решение проблем.

!Критикуйте правильно!

Мама и папа должны запомнить основное правило: критикуя ребенка, вы критикуете себя! Это сильное оружие, которое может не только сподвигнуть ребенка к достижению высот, но и разрушить всякое желание. Ведь в подростковом возрасте формируется самооценка — а то, какой она будет, во многом зависит от родителей.

Что стоит говорить, а что — нет:

Не вешайте ярлыки! «Жадина», «Плакса», «Неряха» — не стоит постоянно говорить эти обобщающие слова ребенку. Если критикуете, то критикуйте поступки или действия: «В детской бардак, наведи там порядок» или «Зачем нужно было говорить плохо об однокласснике?», но никогда не переходите на личность подростка, это может ударить по его самооценке.

            Не обобщайте, а рассматривайте детально! Приятно ли вам, уважаемые взрослые, слышать в свой адрес: «ты вечно…», «ты постоянно…», «опять ты…»? Ведь о справедливости всех этих фраз можно поспорить.

Буря в стакане воды, или Как мы сделали из мухи слона!

           Оценивайте холодной головой (самое сложное)) масштаб произошедшего, ведь порой мы начинаем критиковать детей не из-за того, что они сделали, а из-за того, что у нас накопилось за продолжительное время.

           Правильная критика со стороны родителей повышает самооценку ребенка. Люди с адекватным восприятием себя или, проще говоря, со здоровой самооценкой не так остро реагируют на критику и скорей воспринимают ее как полезный совет.

Родителям на заметку!

*Цель критических замечаний — это изменение поведения. Критикуйте поступки, но не самого ребенка.

*Не допускайте оскорблений.

*Старайтесь не критиковать в присутствии посторонних.

Критика в присутствии третьих лиц может быть расценена как оскорбление.

*Подскажите ребенку, как правильней поступить в той или иной непростой ситуации. Обязательно поддерживайте его, не оставляйте один на один с трудностями.

*Обязательно давайте ребенку больше самостоятельности, это залог его уверенности и как итог, отбивает привычку остро реагировать на критику.