Консультационный материал на тему: «Выбор игрушки для ребенка раннего возраста»
Подготовил:
педагог-психолог
Благих А.В.
Игра - ведущий вид деятельности для ребенка дошкольного возраста. Малыши успешно используют в игре предметы-заместители (расческа, кастрюля, папины наушники и т.д.), но все же, игрушка, как инструмент, необходимый в процессе игры появляется в арсенале семьи чуть ли не с рождения (погремушка), призванная закреплять хватательные движения крохи и развлекать его, конечно, тоже.
Индустрия игрушек – огромная отрасль промышленности, с помощью рекламы, раскручивающая бренды игрушек разных стран-производителей, наполняя полки магазинов разнообразными видами развлекающих и развивающих товаров, как не потеряться в этом изобилии, суметь остановить свой выбор на правильном, при этом не перенасытить детскую комнату лишними или даже вредными игрушками попробуем разобраться.
Игрушки могут быть разных видов: развлекающие, развивающие, спортивные, строительные, технические, музыкальные, творческие – и все они нужны для гармоничного развития личности ребенка.
При покупке новой игрушки, проверьте, есть ли игрушки данного направления уже в детском уголке вашего ребенка. Если у ребенка есть уже две игрушки, которые выполняют только развлекательную функцию (юла-волчок, прыгающая лягушка), то лучше купите развивающую игрушку (сортер-вкладыш, кубики) или творческую (пальчиковая раскраска, пальчиковая кукла). Игрушки покупайте позитивные, но среди положительных героев должны быть несколько отрицательных (Баба-Яга, Кощей) – они необходимы для соблюдения ощущения реальности в ролевых играх и при разыгрывании сказочных сюжетов. Количество отрицательных «злых» игрушек должно быть небольшим, 1-2 игрушки будет достаточно. В игрушке, изображающей злого персонажа, ощущение отрицательности должно создаваться за счет одежды и внешнего облика, а не за счет злой гримасы и устрашающего искаженного выражения лица.
Агрессивный вид игрушки может вызвать фобию, страхи, невроз у впечатлительного ребенка – такие случаи не единичны у практикующих детских психологов. У ребенка нарушается аппетит, сон, меняется поведение – он становится плаксивым, капризным, может также проявлять повышенную агрессию, в том числе к родителям, братьям и сестрам, домашним животным. Фиксировались случаи появления нервных тиков, эпизодического энуреза, синдрома навязчивых движений после длительной игры ребенка с агрессивной игрушкой, воплощающей разрушение, ужас, страх, ненависть, зло и другие негативные чувства и эмоции.