Навигатор дополнительного образования Белгородской области
«Народная экспертиза»
Интерактивная карта Консультационных центров Шебекинского ГО

МАДОУ «Детский сад «Белочка

Белгородская область, Шебекинский район, с. Новая Таволжанка, ул Кирова,

Телефон

8(47248)73-2-53

Эл. почта o17091982@yandex.ru

Другое дело
Формирование комфортной городской среды
ФЛАГМАНЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Белочка" села Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской области"

Адрес: Белгородская область, Шебекинский район, с. Новая Таволжанка, ул Кирова,
Телефон: 8(47248)73-2-53
Эл. почта: o17091982@yandex.ru

ИГРАЕМ С ПАЛЬЧИКАМИ -РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ

9 ноября 2023 г.

         С чего начинается слово? Конечно, со звука. Точно также осознанная речь ребенка начинается со звукоподражаний. Произнесение звукоподражаний способствует тренировке артикуляционного аппарата, дает возможность соотносить слово и предмет, который оно называет, а, следовательно, ускоряет переход к полноценной речи.

         Сначала этот процесс напоминает эхо: взрослый говорит — ребенок повторяет за ним. Чтобы повторение было осознанным, необходимо заниматься этим в процессе игры или практической деятельности малыша.        Прежде чем развивать речевое подражание, следует учить подражанию в целом, т.е. научить малыша подражать движениям рук, ног, головы, а также действиям с предметами. Хорошо развивают подражательные способности регулярные занятия пальчиковыми играми.

         Если ваш малыш научился подражать вашим движениям и действиям, то можно переходить к речевому подражанию:

 

1) Вначале работаем над гласными.

 

- Девочка качает куклу: «А-а-а!». Одновременно имитируем укачивание куклы. Обращаем внимание ребенка на свой рот, показываем, как нужно открывать рот, когда поем.

 

- У мальчика болит ухо: «О-о-о!». Прижимаем ладошку к уху и качаем головой.

 

- Показываем игрушечную лошадку: «И-и-и!». Обращаем внимание малыша, что губы растянуты в улыбку.

 

- Гудит пароход: «У-у-у!». Демонстрируем, как губы вытянуты трубочкой.

 

 2) Далее отрабатываем слияния гласных звуков.

 

- Маша заблудилась в лесу: «Ау! Ау!».

 

- Ребенок плачет: «Уа! Уа!».

 

 - Показываем ослика, говорим: «Иа! Иа!».

 

 3) Переходим к произнесению согласных звуков, которые имеют определенный смысл.

 

- Чайник кипит: «П-п-п!». Давай попыхтим также.

- Качаем колесо: «С-с-с». Руками показываем, как работаем насосом.

 - Деревья шумят: «Ш-ш-ш». Поднимаем руки, качаем ими из одной стороны в другую.

 - Показываем пилу (картинку или игрушку): «Сь-сь-сь». Выполняем движения вперед-назад ребром ладони или игрушечной пилой.

 

 - Поет комар: «З-з-з». Указательным пальцем рисуем в воздухе круги.

 

- Поет жук: «Ж-ж-ж». Можно предложить посоревноваться с крохой, чей жук дольше пожужжит.

 

- Греем ручки: «Х-х-х». Показываем, как дышать на руки.

 

- Ёжик фыркает: «Ф-ф-ф». Предлагаем пофыркать, как ежики.

 

4) Далее – звукоподражательные слоги и слова.

 

Подражание голосам животных (самая любимая тема у всех детей):

собака – гав, коза – ме-е, лягушка – ква, кукушка – ку-ку, мышка – пи-пи и т.д.

 

Произнесение междометий: мяч упал – ах, чашка разбилась – ох, папа делает зарядку – ух!

 

Подражание бытовым шумам: часы тикают – тик-так, вода капает – кап-кап, малыш топает – топ-топ, ножницы режут – чик-чик и т.д.

 

Подражание транспортным шумам: машина – би-би, поезд – ту-ту, паровоз – чух-чух и т.д.

 

Подражание музыкальным звукам: песенка – ля-ля-ля, колокольчик – динь-динь, барабан – бом-бом, дудочка – ду-ду и т.д.

 

Работая над звукоподражаниями, родителям необходимо помнить:

 

1. Разучивать звукоподражания необходимо в игре.

2. Использовать картинки или игрушки.

 3. Артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения органов артикуляции взрослого.

 4. Речь взрослого должна быть правильной и эмоциональной.

5. Слова и фразы нужно произносить неоднократно.

 6. Закрепляем изученные звуки во время прогулки на улице. Видим кошку, напоминаем: «Мяу», поехала машина, напоминаем «Би-би».

7. Также закрепляем при чтении книг и рассматривании иллюстраций к ним.